Введение ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

    Гарантом обучения и социализации детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы является закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Глава 11, Статья 79).

Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка-инвалида привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.

 

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» так определила один из своих приоритетов: «Новая школа - это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…». В соответствии с «Комплексным планом формирования и реализации современной модели образования – 2020»,  доля неспециализированных образовательных учреждений, в которых созданы условия для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья,  должна составить 70%  к 2016 г., а  доля лиц с ОВЗ, получающих образовательные услуги в неспециализированных учреждениях,  – 70%  к 2020 г.»

    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

  В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ№39» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Задачи:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

 

1. Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Конструктивные особенности зданий МБОУ «СОШ №39» (дата постройки основного здания -1964 г., дата постройки здания начальной школы -1969 г.) не предусматривают наличие подъемников, других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Тифлотехника, тактильные плитки, напольные метки, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в образовательной организации отсутствуют.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
 

2. Условия обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях.
Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС
Формы работы:

  • Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ.  
  • Целенаправленность развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и коммуникацию со сверстниками.
  • Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков.  
  • Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую деятельность и научно-техническое творчество 

При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка - заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Педагоги прошли курсы повышения квалификации  по вопросам организации образовательного пространства обучающихся с ОВЗ.

3.Условия питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Оборудование и персонал пищеблока МБОУ «СОШ №39» покрывают потребность обучающихся горячем питанием – за счет родительских средств. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется. 

4. Условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Здания МБОУ «СОШ №39» оснащены противопожарной звуковой сигнализацией, информационным табло, необходимыми табличками и указателями с обеспечением визуальной и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН. На основании заключённого договора медицинское сопровождение учащихся школы осуществляет школьная медсестра.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.

5. Доступ к информационным системам и информационно- коммуникационным сетям

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МБОУ «СОШ №39».
Имеются мультимедийные средства, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы), электронные  доски,  . 
Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ отсутствуют.

 

  Информационная база МБОУ «СОШ №39» г. Грозного оснащена:

- электронной почтой;

- выходом в Интернет;

- функционирует официальный сайт МБОУ «СОШ №39» г. Грозного.

В МБОУ «СОШ №39» г. Грозного имеются мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный центр), компьютеры, принтеры. 

Специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья установлены в школьной библиотеке, кабинете начальных классов.

Нет в наличие общежития, интерната, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, количества жилых помещений в общежитии, интернате для иногородних обучающихся.

Нормативная составляющая ФГОС НОО ОВЗ 

  Закон РФ "Об образовании" №273-ФЗ - Скачать

 Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" - Скачать

 Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р "О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы" - Скачать

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 №1598, зарегистрирован в министерстве юстиции РФ 03.02.2015 года №35847 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ" - Скачать

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  обучающихся с ОВЗ, утвержденный приказом министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598 - Скачать

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию - Скачать

Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г. №986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 3 февраля 2011 г., регистрационный  №19682 - Скачать

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №189 г. Москва "Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 03.03.2011г., регистрационный №19993 - Скачать

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010г. №761н. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", зарегистрирован в Минюсте РФ 06.11.2010г., регистрационный №18638 - Скачать

Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Минобрнауки России от 28.12.2010г. №2106, зарегистрированы в Минюсте России 02.02.2011г., регистрационный №19676) - Скачать

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2008г. №АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" - Скачать

Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 №32 "Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" - Скачать

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 №1082) - Скачать

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1015 в ред. от 28.05.2014 №598) - Скачать  

Приказы

Приказ Министерства образования и науки Чеченской Республики №1128-п от 23.08.2016 "Об утверждении Плана действий по обеспечению введения ФГОС ОВЗ в Чеченской Республике" - Скачать

Приказ Департамента образования Мэрии г. Грозного №653 от 06.09.2016 "Об утверждении Плана мероприятий  по обеспечению введения ФГОС НОО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в ОУ г. Грозного - Скачать

Приказ Департамента образования Мэрии г. Грозного №890 от 31.10.2016 "Об организации мониторинга по оценке готовности образовательных организаций г. Грозного к введению ФГОС ОВЗ" - Скачать

Приказ Департамента образования г. Грозного №4 от 19.01.2017 "Об организации мониторинга введения и реализации в ОУ г. Грозного ФГОС ОВЗ" - Скачать

 Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «СОШ№39» г. Грозного - Скачать  

Локальные акты ОУ

Приказ №478-3 "Об утверждении списка учебников для 1 класса на 2016-2017 уч.г." - Скачать

Приказ №502-6 "Об утверждении учебного плана рабочих программ, АООП с ОВЗ" - Скачать

Приказ №502-7 "Об утверждении программы внеурочной деятельности (ФГОС ОВЗ)" - Скачать

Приказ №506-3 "О проведении мониторинга по созданию организационно-управленческих условий введения ФГОС НОО с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Скачать

Приказ №513-3 "Об утверждении плана методической работы по сопровождению подготовки введения ФГОС НОО для детей с ОВЗ" - Скачать

Приказ №520-5 "О разработке адаптированной основной образовательной программы (АООП)" - Скачать

Приказ №531-5 "Об утверждении и введении в действие адаптированной основной образовательной программы (АООП)" - Скачать

Приказ №543-1 "Об утверждении программы ОУ по повышению уровня профессионального мастерства педагогичих работников" - Скачать

Приказ №543-2 "Об утверждении плана-графика повышения квалификации" - Скачать

Приказы №478-2, 514-1 "О переходе МБОУ "СОШ№39" на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальной отсталостью)" - Скачать

Приказы №520-4, 505-3 "Об утверждении и внесении изменений в должностные инструкции работников, осуществляющих введение и реализацию ФГОС ОВЗ, заместителей директора по УВР, ВР, учителей начальных классов, воспитателя ГПД, педагога-психолога, социального педагога, учителей физической культуры, учителей музыки, библиотекаря, логопеда" - Скачать

Приказ №513-6 "Об утверждении внутришкольного контроля по введению и реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)" - Скачать

План методической работы начальной школы по обеспечению введения ФГОС НОО ОВЗ на 2017-2018 - Скачать

Информационная справка по результатам анкетирвоания педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ - Скачать

Перспективный план-график повышения квалификации педагогов МБОУ СОШ№39 по теме: "Использование инновационных методов, средств и технологий с целью повышения качества образования детей с ОВЗ" - Скачать

Дорожная карта (план мероприятий) "Организация деятельности по введению ФГОС НОО ОВЗ в МБОУ "СОШ№39" г.Грозного" - Скачать

План мероприятий по внедрению ФГОС НОО ОВЗ в МБОУ СОШ№39 г.Грозного - Скачать


Адаптированные образовательные программы для лиц с ОВЗ

АООП 6.3 УО НОДА - Скачать
АООП НОО обучающихся с ЗПР - Скачать
АООП НОО РАС 8.2 - Скачать
АООП НОО с ЗПР Вариант 7.2 - Скачать
АООП ОВЗ вар.4.3 - Скачать
АОПНОО 1599 - Скачать